Узбекский Кинематограф СССР

Ахметджан Саидов

Ахметджан СаидовАхметджан Мухаметджанович Саидов родился в 1909 году в Оренбурге. С 1926 года работал в Ташкенте на кинофабрике «Шарк юлдузи» (ныне «Узбекфильм») начальником осветительного цеха, ассистентом режиссера.
Затем, вплоть до ухода на пенсию (1971), режиссером-оператором Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана.
Участвовал в создании более 35 фильмов. Был режиссером-оператором фильмов «Андижанцы», «Меликузи рассказывает», «Кем быть», «Возделывание хлопчатника», «Солнце над Хорезмом», режиссером научно-популярных и документальных картин «Производство шелковичных коконов», «Промышленное птицеводство», «Виноград Узбекистана», «Трибуна народа», «СССР - друг арабов», «Старики», «Керамика Узбекистана», «Бытовое обслуживание населения» и других, ассистентом оператора на фильма "Оазис в песках" (1931-1934, автор сценария и режиссер - Н.Н. Кладо, директор картины Михаил Краснянский, в ролях: Малик Каюмов и др.) и других.
Награжден орденом «Знак Почета», медалями СССР, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР».
Ушел из жизни 26 сентября 1986 года.

Ахметджан Саидов
Ахметджан Саидов


В личном архиве Ахмаджана Мухамеджановича Саидова хранится много документов прошлых лет, вырезок из старых газет и журналов. Ценность их с годами все возрастает, многие из них уникальны. Все эти материалы раскрывают не только творческий путь старейшего кинодокументалиста Узбекистана, но и отражают время, в которое жил А. М. Саидов.
Среди документов - Почетная грамота Президиума Верховного Совета УзССР и Совета Министров УзССР, которой в дни 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции А. М. Саидов был награжден как активный участник борьбы за упрочение Советской власти и развитие народного хозяйства Узбекистана. Лаконичная формулировка. А за ней - целая жизнь человека, отданная без остатка своей республике, своему народу и, конечно же, посвященная любимому делу - кинематографу.
30-е годы. Это было время, когда самая повседневная работа среди неграмотного населения - пропаганда нового социалистического образа жизни - приравнивалась к боевым действиям. Действительно, шла очень упорная борьба с религиозным дурманом и социальной угнетённостью женщин, пережитками феодального прошлого, неграмотностью. Слова агитаторов находили отклик в сердцах, западали в душу. Женщины сбрасывали паранджу, шли учиться, работать, строить новое общество...
В 1926 году семнадцатилетний паренек Ахмад Саидов стал работать на кинофабрике «Шарк юлдузи». Когда он впервые прошел через ворота бывшего медресе Шейхантаур и оказался в узком тесном дворе, его поразил царящий здесь всеобщий напряженный ритм, за которым угадывалась какая-то праздничная, оживленно-радостная атмосфера. Да, таким был мир кинематографистов в двадцатые годы. И этот мир с первых минут покорил и очаровал Ахмада на всю жизнь.
А. Саидов попал в съемочную группу режиссера Николая Кладо. Работал учеником осветителя, потом бригадиром, начальником осветительного цеха. С 1931 года перешел на творческую работу - был ассистентом режиссера, потом освоил профессию ассистента оператора, наконец, стал оператором. Эти ступени роста помогли А. Саидову хорошо изучить кинопроизводство, его техническую часть и творческую, что очень пригодилось ему в дальнейшей работе.
С самого первого дня А. Саидов чувствовал дружеское участие и творческую помощь режиссера Н. Кладо, оказавшего огромное влияние на профессиональное мужание, формирование молодого кинематографиста. Живой, любознательный Ахмаджан был благодарным учеником, с жадностью впитывал знания, с удовольствием выполнял любое поручение режиссера. Так, незаметно, он освоил многие специальности, при надобности на любом участке всегда мог заменить недостающего работника. Ведь студия тогда только формировалась как производство и испытывала острую нехватку в кадрах.
Киногруппы в те годы часто выезжали на съемки в кишлак Чинабад под Ташкентом. Встречались с жителями. Актрисы беседовали с женщинами, агитировали их учиться. А вечерами показывали привезенную с собой какую-нибудь картину. В чайхане вешали экран, кто-нибудь из киногруппы, а чаще всего это был Ахмад Саидов, садился у киноаппарата и крутил ручку. По ходу действия он читал титры, разъяснял сюжет.
Так, жители Чинабада познакомились с немыми узбекскими лентами «Вторая жена», «Чадра», некоторыми зарубежными картинами.
Среди множества впечатлений от поездок по республике А. Саидову запомнился такой случай: как-то в кишлаке под Бухарой показывали киножурнал. В одном сюжете была снята группа женщин, приехавших на учебу в Ташкент. Среди молодых узбечек житель кишлака узнал свою жену, которая, несмотря на запрет, решила учиться. Разгневанный муж бросился с ножом на экран и в ярости изрезал полотно. Потом, по возвращении в Ташкент, Саидов рассказал о происшедшем Н. Кладо, который предложил сценаристу Б. Леонидову использовать этот случай для написания сценария. Так родился сюжет картины «Ее право», в основе которого была история, подсказанная самой жизнью.
Вечерами А. Саидов работал киномехаником в кинотеатре. В апреле 1926 года в бывшей мечети Кукельдаш на площади Чорсу был открыт кинотеатр «Кызыл Узбекистан». Большая нагрузка ложилась на плечи киномеханика: он должен был крутить ручку аппарата, заряжать киноленту и одновременно громко на весь зал читать титры.
- Зрители буквально осаждали наш кинотеатр,- вспоминает А. Саидов. - Частник, державший свой летний кинотеатров не выдержал конкуренции и разорился.
Работа киномехаником многое дала А. Саидову, помогла ему яснее ощутить собственную причастность к судьбе своего народа, его будущему, которое вместе с другими созидал и он, скромный парень с кинофабрики. Призыв партии - «комсомолец должен быть пропагандистом советского образа жизни» - он воспринимал как обращение лично к нему, к его труду и стремился оправдать его своей творческой работой.
Он принимал участие в создании немых картин «Вторая жена», «Чадра», документальных фильмов. Потом работал над звуковыми лентами. Наконец почувствовал, что больше всего ему по душе кинодокументалистика. Под руководством режиссера Малика Каюмова и самостоятельно А. Саидов снял фильмы, повествующие о достижениях советского народа в хозяйстве, науке, культуре. Его документальные картины «Мусульмане», «Старики», «Мусульмане Советского Союза» и многие другие с успехом демонстрировались за рубежом и рассказывали о праве советского человека на труд, образование, отдых, т.е. о всем том, о чем мечтали и за что боролись комсомольцы 20-х годов, среди которых был Ахмаджан Мухамеджанович Саидов, всю свою жизнь посвятивший любимому делу - кинематографу.


(В. Кошелева. Ежемесячник "Кино" (УзССР), №8, 1985)






Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Google:17.05
Yahoo:08.04
Msn:08.12
Yandex:26.05
Rambler:
Aport:

Разное

  • актеры архив ассистенты ассистенты кинооператора ассистенты оператора ассистенты по монтажу ассистенты режиссера ассистенты художника вторые операторы вторые режиссеры главные режиссеры гримеры документальное кино дубляж звукооператоры искусствоведы киновед киномеханики кинооператоры кинотеатр кинофестиваль композиторы короткометражное кино корреспонденты критики мультипликация научно-популярное кино операторы операторы-постановщики операторы комбинированных съемок осветители педагоги переводчики писатели помощники режиссера редакторы режиссеры режиссеры-операторы руководители сценаристы театр телевидение художники-постановщики художники комбинированных съемок художники по костюмам